Снимать квартиру чтобы контролировать Голливуд

Обратившись к знаменитой финской художнице Эйя-Лиизе Ахтила, одной из новых звезд международной выставочной жизни, мы увидим совсем иное толкование движущегося изображения и выверенных технических приемов. Ахтила свои фильмы снимает на кинокамеру, а потом переводит в видео, чтобы сделать их доступными для показа в кинотеатрах «не для всех», на CD и DVD, а также для музейных инсталляций — при которых, между прочим, оговаривает наличие стульев или кресел. Причина такого послабления лежит в сложности самих фильмов, они требуют глубокой концентрации на множестве голосов, пересекающихся, накладывающихся один на другой сюжетов и персонажей, которые населяют ее многоэкранные проекции. Широко известная ранняя работа Ахтилы «Если б 6 было 9» (1995) снята по сценарию, напоминающему документальный фильм-признание: шесть девочек-подростков сидят вокруг стола и вспоминают свои первые сексуальные открытия и фантазии, и это происходит на трех экранах параллельно. Отличия от традиционного документального фильма состоят в том, что монологи перемещаются с экрана на экран, а значит, от персонажа к персонажу, производя абсурдно забавный и одновременно фантастический гибрид субъективных мнений и голосов. Между тем разговор, происходящий по-фински, сопровождается субтитрами, и это суровое испытание для любознательного зрителя, который пытается при этом не потерять ощущение своей нормальности. По правде говоря, задача невыполнимая. Еще более сложный сюжетно фильм Ахтилы «Анне, Аки и Бог» (1998) построен на сеансах терапии, которые проходит настоящий больной шизофренией по имени Аки. Его монологи, записанные на пленку, с бесстрастной серьезностью проговаривают актеры, их голоса накладываются на изображения, которые вызывают у Аки психологические затруднения, сбивают его столку, меж тем как он втуне ищет свою подружку в городе, населенном химерами собственного воображения. «Аки уволился с работы в компании «Нокия Вирчуалс», где работал техническим сотрудником, заболел шизофренией и заперся в своей однокомнатной квартире. Кто снимал квартиры посуточно в Волжском, тот поймет о чем речь. Его разум принялся создавать вымышленную реальность, населенную изображениями и звуками. Мало-помалу эти вымыслы обросли плотью и кровью, граница между реальностью и воображением стерлась. Фантастические личности вышли у Аки из головы… они сообщили, что его задача в будущем — взять под контроль Голливуд, поскольку именно Голливуд контролирует все эмоциональные фантазии человеческого рода». Трехэкранная инсталляция Ахтилы «Дом» (2002) исследует столь же мрачную тему, показывая процесс постепенного умственного расстройства женщины, которая перечисляет все «самое обыденное», что есть в ее доме, в ее привычках, ее саду. Однако нельзя не понять, что именно форма многоэкранных инсталляций-реконструкций Ахтилы играет главную структурную роль в показе искаженной субъективности, которую зритель так и не в силах воспринять целиком. Пользуясь контрапунктом почти как в фуге, Ахтила прибегает к одновременной проекции для того, чтобы восстановить власть экспериментального кино в эпицентре культуры, не удовлетворяясь более положением на обочине, где предпочитает видеть его индустрия развлечения.

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: