Мини погрузчики по производству техники для сбора урожая овощей.

Состояние момента

На обложке сборника эссе Сергея  Львовича Голлербаха «Заметки художника» – один из его рисунков, представленных на выставке. Изображенный человек  немного похож на автора, но Сергей Львович утверждает, что рисунок этот не был задуман как  автопортрет, хотя сходства некоторых черт нельзя отрицать. Это, так сказать, собирательный образ художника. Он изображен в профиль с блокнотом для рисунков и пером в руке и, кажется, не ведает, что застигнут наблюдателем, будучи сосредоточенно погруженным в свою работу.

Состояние момента (state of the moment) и его суть схвачены так точно, что за эффектом сиюминутности и лаконичностью изобразительных средств при виртуозной легкости рисунка, не сразу понимаешь экзистенциальную глубину обобщения. Так художник (и изображенный, и изображающий) остановил мгновенье. Этот эффект присутствует во всем творчестве С.Л.Голлербаха.  Мгновенье это не обязательно должно быть по-фаустовски прекрасным, оно может быть абсолютно любым, как, впрочем, и место. Наблюдение за реальной жизнью в системе координат времени и места – в этом, на мой взгляд,  философия  Голлербаха-художника и Голлербаха-писателя.

Двуединство изобразительного искусства и искусства слова (в частности, его эссеистики и мемуарной прозы) – ключ к пониманию  творческой личности Сергея Львовича.

Решив стать художником уже в подоростковом возрасте, он начал учиться рисованию еще в России, 1941 г. С тех пор и до сегодняшнего дня он осмысляет  законы развития искусства, причинно-следственную связь смены художественных стилей и направлений, и это находит выражение в его творчестве как художника. В то же время, параллельно, он взял на себя труд записать свои размышлениях и наблюдения, которые в конце концов сложились в книги, написанные в буквальном смысле свидетелем нескольких эпох. Книги эти, ставшие библиографической редкостью, иногда сопровождены рисунками автора, не иллюстрирующими текст, но вторящими ему.

Сергей Львович Голлербах родился в 1923г. в Царском Селе (тогда именовавшимся Детским  селом, затем г. Пушкин) под Петербургом. Известный искусствовед Серебряного века Эрих Голлербах приходится ему дядей с отцовской стороны.

С детства воспитанный в атмосфере петербургской культуры (западнической в противовес славянофильской) и эстетических принципов «Мира искусства», Сергей Голлербах начал учиться рисованию еще в подростковом возрасте. В 1941 году он поступил в знаменитую СХШ (Среднюю художественную школу) при Академии Художеств в Ленинграде. Но проучиться там ему довелось только пять месяцев. Началась война и, попав в немецкое окружение в г.Пушкин, он был вывезен в Германию. Последовавшие перипетии своей судьбы он описал в воспоминаниях (по-русски), часть их которых уже опубликована. Пережив ужасы  войны, многочисленные бомбардировками и чудом выжив, он в конце концов оказался в силу обстоятельств в Мюнхене. Там, в 1946г., он становится студентом знаменитой Мюнхенской Академии Художеств, где русские художники учились еще с 19 века. Поскольку Мюнхен был тогда в зоне американской оккупации, волею судьбы Голлербах получает возможность уехать в Америку. И в 1949г. он получает американскую визу и переезжает в Нью-Йорк, где живет и по сей день.

В Нью-Йорке он попадает в среду представителей первой волны эмиграции, столь богатой талантами. О встречах со многими из них он рассказал в серии эссе, объединенных под общим названием «Нью-Йоркский блокнот», опубликованных частично в нескольких номерах «Нового журнала» за 2011-2012 г.г. Над подготовкой отдельного издания он работает в настоящее время. Добрым словом он вспоминает многих, и, в частности, близких ему скульптора Дерюжинского, художника Рожанковского и Мстислава Добужинского, знакомого еще по Петербургу.
Родившийся в Росси, живший и учившийся в Европе, проведший большую часть жизни в Америке, свободно владеющий русским, немецким и английским, он, по его часто повторяемому излюбленному выражению, живет тройной жизнью, при этом никогда не теряя чувства юмора. Он – русский западник или, точнее, человек мира. Формально – он американский художник русского происхождения, но считает себя русским художником.

На сегодняшний день он является действительным членом американской Национальной Академии художеств, почетным президентом Американского общества акварелистов, профессором живописи.

Рисунки и акварели, представленные на выставке, сделаны в период 1970-х – 1990-х г.г. в Америке. Их структура и пластика узнаваемо-характерны для Сергея Львовича. А изображены в основном люди, никогда не позирующие и лишенные пафоса, занятые своими делами, отношениями и мыслями – это одновременно и мир, в котором мы живем, и мир, который творит художник.

Единственная живописная работа, включенная в экспозицию – «Shoppers (Покупатели)», написанная, к счастью, быстро сохнущими акриловыми красками, закончена в октября этого года, то есть буквально за две недели до открытия выставки!

1 ноября Сергею Львовичу Голлербаху исполняется 89 лет. Его открытость ума, внутренняя свобода и творческий потенциал да послужит нам вдохновением в трудные минуты! Хочется пожелать Сергею Львовичу творческих успехов и долгие лета. И сказать ему огромное спасибо за уникальное умение передать дух времени и места, где бы и когда бы он ни находился.

Наталия Кривинская.
16 октября 2012 г.
Нью-Йорк.

Похожие записи:

Самые новые записи: