Современные мифы

Современные мифы отличаются от мифов тысячелетней давности не меньше, чем государство Российской Федерации от государственности времен Киевской Руси. К основным отличительным чертам современного социального мифа по отношению к мифу сакральному можно отнести, во-первых, акцидентальный характер его сакрального статуса (некоторые современные мифы могут приобретать статус священных в рамках конкретных социальных групп или институтов). Во-вторых, это принципиально новые технологии мифотворчества, понимаемого как коммуникационный процесс, включающий создание, восприятие и повторение мифа. В-третьих, маргинальный статус по сравнению с другими формами общественного сознания.

В противоположность мифологии архаических обществ, социальная мифология современного общества является совокупностью мифов и мифологем, редко имеющей целостный характер. Точнее, более корректным представляется положение о существовании разрозненных мифологий, мифов и мифологем, циркулирующих в коммуникативных потоках современного общества как в качестве элементов различных идеологий и мировоззрений, так и в качестве относительно самостоятельных явлений. Таким образом, некоторые из современных мифов являются отголоском синкретичной мифологии древности, другие – продуктом сознательного конструирования, мифотворчества.

Социальная мифология эволюционирует. Признание этого утверждения методологической установкой ставит нас перед необходимостью выявить механизмы этой эволюции. Полагаем, что первым шагом в данном направлении должно стать признание коммуникационной природы мифа. Вне социальной коммуникации миф не существует. Есть лишь культурные артефакты – носители объективированной информации, такие, например, как книги или предметы утвари. Но только в процессе коммуникации возможно приобщение к мифу, вхождение в его реальность.

Следующим методологическим постулатом должно стать утверждение, что именно коммуникационные новации способны вызывать новые формы и виды мифотворчества. Появление письменности привело к распаду «мипоэтического» единства архаических обществ, деградации сакрального мифа, и одновременно, к формированию государства, бюрократии, урбанизации и рационализму. Если учитывать, что коммуникационные новации определяют изменения в составе участников коммуникации, выборе кода и ее результатах (т.е. практически во всей структуре мифотворческого процессам), то степень важности коммуникационного подхода к социальной мифологии оказывается высокой.

Конструирование коммуникационного подхода как инструмента социально-философского анализа предполагает определение методологической парадигмы, позволяющей определить принципы и направления дальнейшего исследования.

Из книги “Мифы этого мира”, 2008

Похожие записи:

Самые новые записи: