Субкультуры пореформенного поколения

Пореформенное поколение при наличии быстро развивающейся профессиональной интеллигенции (согласно статистическим данным, в 1855 г. в России было около 20 тыс. людей с высшим образованием, а в 1897 г. уже 120 тыс.) не выработало общеинтеллигентской мифологии, зато образовало три субкультуры, которые символизировала нигилистическая, народническая и террористическая мифология. Интеллигентский истеблишмент характеризуется двумя признаками, которые зафиксированы в дефиниции В. И. Даля «интеллигенция – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (1881), а именно: образованность и креативность (разумность, умственное развитие). Никаких нравственных ограничений не накладывается, этическое самоопределение, как и гражданская позиция (консерватор, либерал), – личное дело интеллигента.

В субкультурах пореформенного поколения, напротив, приоритетом пользовались не разумность и образованность, а этос, этическое самоопределение. Нигилистическая мода критически относилась к общепринятым культурным ценностям (вспомним писаревское «что можно разбить, то и нужно разбивать, что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам»); не отличалась толерантностью и тактичностью, но зато была альтруистична, правдива и свободолюбива. Этос нигилиста 60-х гг. можно выразить формулой: альтруизм + интолерантность + отрицание общепринятой культуры. С нигилизмом соседствовал скептицизм, который, выражая сомнения в культурных стереотипах, воздерживался от решительного их разрушения.

Этические формулы народничества выглядят иначе. Можно по-разному оценивать практические акции народников, хотя бы бестолковое, стихийное «хождение в народ», но все-таки не могу не признать, что народнический миф – самый красивый из интеллигентских мифов. Это миф о любви, пусть безответной, о надежде, пусть несбыточной, о жертве, пусть не прошенной. Это миф об идеальном гуманисте-интеллигенте, религиозно воодушевленном атеисте, наделенном русским национальным характером. Этос молодых романтиков-народников (согласно статистике, более 60 % народнического движения 70-х гг. составляли студенты, семинаристы, гимназисты) выражает формула: альтруизм + толерантность + народопоклонство (культ народа). Этот миф служил идеологическим руководством для нескольких поколений врачей, учителей, инженеров. В тех случаях, когда эгоистический индивидуализм пересиливал альтруистические установки, получалась фигура сноба с формулой эгоизм + толерантность + признание современной культуры.

В конце 70-х гг. народнический гуманизм трансформировался в террористический квазигуманизм, для которого этическая формула приобрела вид: альтруизм героя-жертвы + воинствующая интолерантность + фанатичное следование партийным программам. Опыт субкультуры Подпольной России показал, что квазигуманистическй альтруизм партийного руководства часто перерождается в эгоистический деспотизм или даже в аморальный цинизм. Деспотизм чужд альтруизма и толерантности, но он базируется на некоторых культурных ценностях, прежде всего – определенной идеологии. Содержание идеологии не имеет значения, важно, чтобы она способствовала укреплению власти деспота. Особый вид деспотизма – культ собственной личности (нарциссизм), когда собственное я становится высшей культурной ценностью, ради блага которой оправдано применение любых средств. Циник – законченное воплощение эгоизма, чуждое каким-либо нравственным нормам и культурным традициям («великие провокаторы» С. Дегаев и Е. Азеф – реальные олицетворения цинизма). «Бесовский» миф Ф. М. Достоевского рисует властолюбивых деспотов и порочных циников в качестве представителей революционной интеллигенции.

Субкультурная мифология презрительно третирует конформистов (мещан, филистеров) как своекорыстных трикстеров, антиподов подлинной интеллигенции. В общей сложности получается восемь фигур, имеющих различную этическую ориентацию. Вот они:

  • ГУМАНИСТ = альтруизм + толерантность + благоговение перед культурой;
  • КВАЗИГУМАНИСТ = альтруизм + насилие + культ определенных ценностей;
  • СКЕПТИК = альтруизм + толерантность + критика ценностей культуры;
  • НИГИЛИСТ = альтруизм + интолерантность + отрицание ценностей культуры;
  • ДЕСПОТ = эгоизм + насилие + насаждение собственных ценностей;
  • СНОБ = эгоизм + толерантность + признание современной культуры;
  • КОНФОРМИСТ = эгоизм + покорность + индифферентность к культуре;
  • ЦИНИК = эгоизм + интолерантность + потребление культуры.

Важно обратить внимание на то, что других вариантов этического определения быть не может, потому что исчерпаны все возможные сочетания этических параметров. Стало быть, представленный перечень является конечным исчислением реальных вариантов этоса. Естественно, перечисленные фигуры обнаруживаются в последующих поколениях русской интеллигенции.

Аркадий Соколов: диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации

Похожие записи:

Самые новые записи: