Канадка по рождению

Канадка по рождению, Джессика Стокхолдер воспроизводила структуры галерейных интерьеров, характерные от 1980-х до наших дней, решая задачу, которую редко кто даже себе ставил. Стокхолдер широко представила живописные, скульптурные и архитектурные формы, которые вступали в резонанс друг с другом ярким, активным цветом, но также создавали ощущение взаимной выстроенности и одновременно полного взаимоуничтожения. Десять лет после изучения живописи и скульптуры в Йейле, до 1995 г. Стокхолдер собирала ассамбляжи из различных отходов; деревянных балок, проволоки, одеял, бумаги, пластмассы и, прежде чем «освоить» выделенное ей галерейное пространство, изучала его физические и психологические параметры (в этом она следует книге Гастона Башляра «Поэтика пространства»). Ее творчество выражает себя комбинациями одновременно метафорическими и метонимическими, при этом результат лишен четкой, сформулированной или нарративной линии. Несмотря на очевидное присутствие в ее инсталляциях процесса, она настаивает, что «нарратив» применительно к ним — слово неверное: «Существует род построений или наслоений смыслов, который является результатом литературного содержания тех объектов, которые я использую, однако структура их не линеарна. Там нет начала, середины или конца. Моя задача — забросить невод как можно шире, даже если имеются концентрированные зоны литературных значений, которые формируются здесь и там».

В общем, крупные инсталляции Стокхолдер, такие, как «Цветущие пыльные банальности» (1992), подвергают зрителя воздействию множества приемов, как вызывающих отдаленные искусствоведческие ассоциации, так и формирующих новые материальные связи. Мы считываем здесь кивки и намеки на русский конструктивизм, на цветную формалистскую живопись (и мужскую, и женскую), на поп-арт, даже на минимализм, если говорить об экономии и объеме. Подсветка оживляет массы, массы сплющиваются, чтобы принять форму живописных плоскостей, ломкое становится прочным, выпуклое — вогнутым, узорчатое — гладким. С определенностью сказать, о чем именно это произведение, значит, выразиться «с точностью до наоборот»: «Моя работа всегда вырастает из попытки обрести чувство контроля над материальным миром, по крайней мере, хотя бы договориться с ним», — писала Стокхолдер. Уводимый от буквальной семиотики или нарратива, зритель возвращается к чисто абстрактному уровню концептуализации творчества и материала, которую художница выразила так, как сочла нужным.

Брэндон Тейлор

Похожие записи:

Самые новые записи: