Свобода и ответственность за культуру

Здесь мы исходим из персоналистически-аксиологической трактовки свободы как личностной ценности. Суть свободы усматривается, в духе Г. В. Лейбница, в самоопределении личности к лучшему из возможного. Мера свободы – мера того, насколько человек сам, собственными усилиями делает выбор в пользу наилучшего и реализует этот выбор в действительности. Достижения сообщества (экономические, социально-политические, научно-технические, духовные) суть только предпосылки и условия свободы. Задача личности – реализовать заключающиеся в них благие возможности.

Собственно, свобода и само существование ценностей предполагают друг друга. Если бы не было эталонов совершенства, идеалов и норм, направляющих к ним, человек существовал бы как «вещь среди вещей», он не мог бы стать свободным. Из ценностей проистекают требования совершенствования, обращенные к личности.

В выборе ценностей, в том или ином способе их осуществления она действует как субъект, дающий начало новому причинному ряду. Так, нравственное долженствование формирует индивида, способного к свободе, согласно принципу «должен, значит, можешь» (И. Кант). В отрицательном смысле свобода (отрицательная, «свобода от») – отстранение личности от неблагого, в первую очередь от внешнего принуждения, насилия, но вместе с тем – отказ от собственных неблагих намерений и поступков, самоограничение, в том числе в целях поддержания равных условий для самосовершенствования, свободы других людей. В положительном смысле свобода (положительная, «свобода для») состоит в том, чтобы по собственному выбору и собственными усилиями осваивать и творить Благо, реализовывать все более высокие в ценностном отношении цели, расширяя сферу благого в действительности. Положительная свобода опирается на отрицательную. Различаются также внутренняя свобода, включающая свободу воли, и внешняя (свобода действия).

Расширяющиеся возможности выбора и воздействия на обстоятельства, следовательно – рост зависимости обстоятельств от субъекта, от его ценностных установок и личностных качеств, означает расширение возможностей свободы и пространства ответственности. Немецкий философ Ханс Йонас полагает, что человек наступающей технологической цивилизации должен подняться на более высокий уровень ответственности: «Императив, соответствующий новому характеру человеческой деятельности и адресованный новому ее субъекту, должен звучать приблизительно так: "Действуй так, чтобы последствия твоей деятельности были совместимы с поддержанием подлинно человеческой жизни на Земле"». Достаточно общей и точной будет следующая характеристика ответственности: «ответственность есть (долг) субъекта (обязанного): перед обязывающей инстанцией (предъявителем долга, санкционирующим обязанность); (не) совершать нечто (предмет обязательства)». Другими словами, ответственность – это обязательства кого-то перед кем-то за что-то. Выполнение этой обязанности подлежит оценке со стороны обязывающего, «подсудно», «подотчетно», «вменяемо», предполагает «ответ» за выполнение долга. Обязывающий выносит требования, оценки и санкции по отношению к обязанному в соответствии с качеством выполнения обязательства.

Принцип взаимосвязи таким образом понимаемых свободы и ответственности очевиден: чем больше возможности свободы у личности – чем шире выбор и сильнее воздействие, которое субъект может оказать на положение дел в той или иной области, тем больше его ответственность. Ответственность соразмерна возможностям свободы, а величина осуществляемой ответственности характеризует саму свободу.

Цит.: Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. “Информационная эпоха: вызовы человеку”

Похожие записи:

Самые новые записи: