Технологическая ностальгия

 Каска нужна пожарному для того, чтобы защищать голову, но ребенок ничего не хочет об этом знать, ему главное – что каска блестящая, медная и с гребнем. Когда медные каски заменили на более эргономичные, но не блестящие и без гребня- интерес к ним пропадает.

Может быть ваш компьютер считает и лучше арифмометра, но ребенку на это наплевать –ему интересно крутить ручку, и слушать, как машинка щелкает.

Такое детское отношение к вещам свойственно отнюдь не только детям.  

В США научились отливать чрезвычайно длинные железнодорожные рельсы, но специально делают на них углубления, поскольку пассажиры привыкли слушать, как колеса громыхают на стыках.

Быстрое социальное развитие выявляет чрезвычайно тонкое, и чрезвычайно важное явление социальной психологии, а именно, отношение людей к использованию определенных средств, необходимых для достижения неких целей как к самодовлеющей ценности. То, что для выявления этого феномена нужно именно быстрое развитие, понятно: психологическая привязанность к строго определенному средству выявляется именно тогда, когда его решают заменить, а в массовом порядке происходит это как правило в тех случаях, если в  обществе начинаются модернизация, и данные средства на более эффективные или модные.

Важная особенностью «привязанности к средствам» в том, что  в нормальной ситуации – то есть, когда модернизации не происходит – любовь к средству не может  рационально и открыто соревноваться со стремлением к цели (достижению которой служит средство), и поэтому привязанность к средству оказывается латентной, скрытой – она работает в режиме «полуценности».

Эту привязанность к средствам безотносительно целей я бы назвал «медиацентризмом».

Можно выделить три разновидности медицацентризма.

  1. Эстетический медиацентризм – привязанность к средствам в силу того, что  их использование приносит удовольствие. Эстетический медиацентризм порождает  их неутилитарное использование, уже не ради достижения каких-то целей, а ради них самих – в качестве спорта, чудачества или коллекционирования.  Лошадь превращается  из транспорта в забаву, забавой становится и старинное оружие,  а виниловые пластинки коллекционируют.  Такое использование можно было бы назвать псевдаинструментализмом.
  2. Регидный медиацентризм – человек и не получает удовольствие от данного средства, но слишком привык к нему, новшеств боится, и переучиваться не в силах. Переписчика Акакия Акакиевича убила бы копировальная техника.
  3. Экономический медиацентризм – некая группа видит источник своего могущества и доходов в господстве определенных средств, технологий, алгоритмов, которые она монополизировала. Переписчики священных книг в Османской империи эффективно препятствовали внедрению полиграфии.  Менее эффективным были ткачи-лудиты.

Медицаентризм- источник вечной печали, пронизывающей культуру быстроразвивающихся обществ, эту тональность можно было бы назвать «технологической ностальгией». Суть в том, что большая часть обстоятельств, окружающих нас в нашей жизни по своему смыслу лишь средства, ведущие к достижению неких базовых целей, но мы-то думаем по большей частью не о целях, а о «обстановке», мы привязываемся к ней- и становимся «бездомными сиротами» после любой сильной модернизации. 

Метки:

Похожие записи:

Самые новые записи: