Сергей Тетерин  
  ЭЛЕКТРО УТОПИЯ:
мистики и художники в киберпространстве
 
 
 
 
 
 

Киберпанк-рок-группа "386DX"

Мне повезло, что я познакомился с этим человеком - или же "сеть совпадений" опять взялась за свое. "Алексей Шульгин - это самый известный за рубежом российский медиа-художник!" - так мне отрекомендовали его в первый раз. В каком году это было? Кажется, еще в 1999-м…
За несколько лет мы несколько раз вместе участвовали в фестивалях и конференциях по медиа-искусству, однажды съездили в Ригу по приглашению рижской E-Lab на фестиваль "Art+Communication". В Риге я немного с завистью смотрел, как АШ вальяжно прогуливается на солнышке в футболке с надписью "МАМА" и обменивается шуточками с другими звездами медиа-арта на свободном английском языке. Он чувствовал себя как рыба в воде, уважаемый всеми русский художник.
Что я могу сказать о Шульгине теперь?..
Что ни скажи - все будет мало. Попробуем с самого начала: Алексей Шульгин - знаменитый "сетевой художник", музыкант, куратор, теоретик, преподаватель. Участник огромного количества выставок, конференций, концертов, владелец сайта http://www.easylife.org. Основатель первой в мире киберпанк-рок-группы "386DX", весьма колоритная фигура, часто появляющаяся на сборищах западных любителей медиа-культуры и проповедующая собственные революционные идеи "сопротивления общественному диктату".
За эти годы он добился немалого: если два-три российских интеллектуала нечаянно заговорят о нет-арте, то имя "Алексей Шульгин" выскакивает в разговоре автоматически.
При этом АШ удается отстаивать собственный нонконформистский курс: в отличие от многих современных художников он не лавирует между политическими фондами и грантодателями, а всегда стоит "сам по себе" и очень критичен к проявлениям власти. Может быть, поэтому студенты петербургского Института современного искусства "Pro Arte" так любят и ценят его лекции. Успешный художник-нонконформист в современной России - огромная редкость!

А.Ш.: …я много читаю лекций, и практически в каждой касаюсь темы "художник и власть", "художник и система". И последняя тема для обсуждения: net-art умер именно потому, что оказался в руках кураторов, контролирующих представителей институций. Более того, когда меня приглашает какая-нибудь монструозная организация типа крупного музея, я стараюсь не поступать так, как обычно поступают художники: с радостью приносят и отдают все свое им в руки, радуясь самому факту участия. Для меня каждое выступление обязательно должно быть критическим в отношении самой институции, той ситуации, в которой я оказываюсь. Я не могу, участвуя в фестивале ARS ELECTRONICA, не рефлексировать на то, что я участвую в ARS ELECTRONICA. Я не просто даю им свой проект, а специально делаю новый проект, который отражает ситуацию с ARS ELECTRONICA и относится к ней критически. В 1997 году я сделал просто пародию на ARS ELECTRONICA, на ее систему призов. Ведь любой пресс-релиз ARS ELECTRONICA начинается с количества долларов, выделенных в этом году на призы. Призы - это самое главное в ARS ELECTRONICA. Существующая система призов - это самый мерзкий способ, которым институциализированная власть порабощает рядовых художников, совращая их этими деньгами. Это главное, что заставляет художников участвовать во всем этом балагане. Я же сделал приз-пародию на призы ARS ELECTRONICA, устроил конкурс, сам был единственным членом жюри.
…А свои другие проекты я прекрасно могу выставить с помощью интернета и без всякой ARS ELECTRONICA…

А.Ш.: В нашей стране только с появлением таких художников, как Осмоловский и Бренер, искусство стало хоть как-то ассоциироваться с определенной социальной позицией. Я думаю, что эта продолжающаяся аполитичность подавляющего большинства художников - это результат чрезмерной политизированности нашей власти, еще из времен Советского Союза. Люди настолько устали от лозунгов, что словосочетание "социальная позиция" до сих пор вызывает отторжение. И успех порабощения человека в пост-коммунистическом обществе во многом основан как раз на этом: у людей продолжается апатия и нежелание занять какую-либо вменяемую социальную позицию…
Это очень важно: многие художники начинают с критики институций, но когда достигают институциализированного успеха, забывают про пыл молодых лет и "всю эту риторику".
Сейчас нельзя оперировать подходами, успешными во времена Пушкина или Александра Блока. Общество изменилось, и все происходит по другим законам…

(Фрагмент интервью от 8 июня 2001 г. Впервые опубликовано в "Сергей Тетерин Ньюс")


После многочисленных экспериментов с интернетом Шульгин сконцентрировал большую часть усилий на проекте "386DX" - называя его не иначе как "первая в мире киберпанк-рок-группа". Состав "рок-группы": CPU 40 Mhz, 8 Mb Ram, 40 Mb HDD, Creative16, Win 3.1. Первоначальная идея не слишком сложна: архаическая модель персонального компьютера 386DX исполняет хиты мирового рока. Компьютер сам музицирует (midi) и сам поет, с помощью специальной программы искусственной речи. Концерты происходят, как правило, в продвинутых клубах, большей частью в зарубежных. Что делать - там такое искусство воспринимают адекватнее.
Шульгин выступает в роли оператора, он подпевает компьютеру и танцует на сцене с компьютерной клавиатурой, управляя разноцветными лучами, входящими в программу. Каюсь, я не видел этого в клубе, но видел видеоклип - АШ подарил мне CD, выпущенный на уважаемом лейбле в Голландии.
Музыка с диска мне понравилась сразу и бесповоротно - я убедился, что это реальное шоу, реальное искусство, а не просто затянувшийся концептуальный фокус. В репертуаре "386DX" - "Rolling Stones", "Clash", John Lennon, "Queen", "Doors", "Nirvana"… Это было на самом деле здорово! В июне 2001 года я явился к Шульгину узнать обо всем этом подробнее. Мои "Ньюс" опять выступили как повод, чтобы вникнуть.

С.Т.: Как ты объяснишь свой переход от "чистого нет арта" к музыкальной форме самовыражения?
А.Ш.: Мне кажется, что музыка, концертная деятельность - это последняя иррациональность, которая вообще осталась в искусстве. В мире сейчас сугубо не хватает метафизики, иррациональности. Особенно это чувствуешь, если работаешь с компьютером и с интернетом, где все подчинено законам логики. Коммуникации не чувственные, а сугубо виртуальные. В современном обществе не хватает именно иррациональности метафизики - людям это нужно. Различные уродливые проявления - шабаши футбольных болельщиков, разгул на рок-концертах, стихийные всплески иррациональности - это происходит потому, что повседневная жизнь современного человека так заорганизована, что других возможностей у него просто нет. И если раньше за иррациональность отвечала церковь и религия, то теперь ее влияние слишком уменьшилось.
…И необходимую долю иррациональности я нашел как раз в музыке. И хотя поет-то у меня компьютер, проект достаточно концептуальный, - парадоксальным образом реакция слушателей в клубе на мой "386DX" часто бывала ярче и позитивнее, чем реакция на "живых исполнителей". Когда поет живой человек, у слушателя всегда есть сомнение, что он его обманывает. А когда поет робот - он весь как на ладони, видно, что он честен и не способен притворяться…Тут много и других аспектов.
Что мне особенно дорого - это реакция людей, эмоциональная, чувственная.
С.Т.: Можешь ли ты вот так сразу назвать три места, где тебя лучше всего принимала публика?
А.Ш.: Да, могу: первое место - это город Ижевск, в прошлом году, потом в Лондоне прошлой осенью… В Лондоне я дал несколько концертов, и там был очень теплый прием, потому что мой музыкальный проект хорошо действует на англоязычных людей, эти песни - это часть их культуры. И третье место - это последний концерт в Болонье, в Италии. Я выступал там на центральной городской площади, меня заставили подписать все бумаги, что я не нарушаю своим выступлением ничьих прав - ни Мика Джаггера, ни Джима Моррисона и так далее. Атомосфера получилась очень хорошая на этой площади, народ там колбасился будь здоров.
С.Т.: А сейчас у тебя новое событие - диск вышел на европейском лейбле?
А.Ш.: Да, на голландском лейбле "STAALPLAAT", широко известном в узких кругах электронно-экспериментальных музыкантов. На диске классические хиты мирового англоязычного рока: "Роллинг Стоунз", Джимми Хендрикс и так далее. Но это не только музыкальный диск, но и CD-ROM для PC. И не просто CD-ROM, а так называемый "bootable", с него можно загрузить компьютер. В результате такой загрузки на компьютере восстанавливается полный интерфейс 386-го компьютера, который я использую для исполнения хитов…
С.Т.: И можно самому устроить "живой концерт" "386DX".
А.Ш.: Ну в принципе да… И еще на диске есть видеоролик с концерта.
С.Т: В России этот диск не появится? Может быть, есть какие-то планы по продажам в Москве?
А.Ш: У лейбла "STAALPLAAT" нет дистрибьюторской сети в России. Но как раз для России я готовлю сейчас следующий музыкальный проект, именно с легендами русского рока. На готовящемся диске будет тринадцать или четырнадцать хитов отечественного рока в исполнении 386DX - "Ноль", "Аквариум", "Машина Времени", "Гражданская Оборона"…

(Фрагмент интервью от 8 июня 2001 г. Впервые опубликовано в "Сергей Тетерин Ньюс")


Действительно, самая большая проблема российского медиа-арта - это недостаток благодарных зрителей. На выставках боксы с видео-артом пустуют, сайты с "сетевым искусством" страдают от недопосещаемости (разве что "KOALA" Васильева - счастливое исключение), лучшие наши медиа-художники за пределами интернета практически не известны. Как мне кажется, это результат того, что с самого начала медиа-арт в нашей стране оказался в психокультурном андерграунде, за "железным занавесом недопонимания". Та красота и романтика мира телекоммуникаций, которую видят Infant Terrible и Шульгин, подавляющему большинству современников недоступна.
АШ совершил культурный трюк - оставаясь в поле медиа-искусства, сделал рок-музыкальный проект. С одной стороны, перепевы проверенных, "бронебойных" хитов мировой рок-музыки в клубах "обречены на успех". С другой - за идеей киберпанк-рок-группы "386DX" стоит отчетливый медиа-художественный концепт. Как и Infant Terrible, Шульгин транслирует романтический взгляд на киберкультуру, опираясь на музыку - как на все еще действующий медиум.
Как и кибер-мистики, художники новых медиа не создают новых устройств и принципов связи - они создают новые точки зрения на киберпространство, помогая людям расширить свой периметр сознания.

информация о книге >>

 

 

 
   
   
   
   
   
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
 
  © Сергей Тетерин, 2001.  Email: teterin@pisem.net
Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
 
   
 

 

 
  Содержание:
  Вступление
  Часть 1. Киберпространство и мистицизм
  Сказки Электронной Деревни
  Критическая точка зрения
  "Ромео и Джульетта говорят по телефону"
  "Их тела - это все, что у них есть"
  Третья реальность
  Техника как магический инструмент
  Городские туны и Кибершаманизм Ру
  Часть 2. Художники Электронной Утопии
  Явление медиа-художников
  Infant Terrible
  Киберпанк-рок-группа "386DX"
  Даня и Коала
  О Телекоммуни-
кационном Рае
  Три души пермяка
  1949 знаков на пейджер Ани
  "Пермский Звериный Стильный Мобильный"
  Приложение: Бальтасар Грасианов. "Как добиться успеха в интернете"
 

 

На концерте "386DX"

На концерте "386DX"

На концерте "386DX"

На концерте "386DX"

На CD в директории video находится видеоклип "386DX"