Сергей Тетерин  
  ЭЛЕКТРО УТОПИЯ:
мистики и художники в киберпространстве
 
 
 
 
 
 

"Ромео и Джульетта говорят по телефону"

Зимой 2001 года в телеконференцию CyberShamanism.Ru прилетела весточка от неизвестной девушки, подписавшейся несколько вызывающим псевдонимом - Digital Lolita.
(Лолита - так Лолита, подумал я. Наверное, у нее есть причины так себя называть).

телеконференция на CyberShamanism.Ru
От: Digital Lolita <lola@nightmail.ru>
Тема: It is my dream… Body >> file!
Дата: 20 февраля 2001 г. 14:59

Я сознаю нечто, что реет и светится перед моей душой; если бы оно достигло во мне совершенства и постоянства, то это была бы вечная жизнь! Оно таится и все же возвещает о себе. Приходит же оно воровским образом, чтобы отнять и украсть у души все существующие вещи. При этом они все же немного приоткрываются и показываются, чтобы очаровать душу и привлечь ее к себе и похитить и отнять у нее ее самое…

Могут ли кибершаманы превратить мое тело в файл, когда оно станет не таким молодым и привлекательным?
Я мечтаю стать файлом в Сети!
Я так мечтаю стать файлом в Сети

--
Lola * lola@nightmail.ru
- ведь невозможного не бывает -


Заметим сразу, что первый абзац письма - о том, что "реет и светится перед моей душой" - это прямая цитата из Святого Августина. Lolita, очевидно, готовилась к экзамену в каком-нибудь гуманитарном вузе, и от нечего делать щегольнула эффектной цитатой. Обычное дело в сетевых форумах.
Это письмо не осталось без ответа. Посмотрим на продолжение в телеконференции:

телеконференция на CyberShamanism.Ru
От: nixon <nixon@beep.ru>
Тема: Re: It is my dream… Body >> file!
Дата: 26 февраля 2001 г. 19:30

доброй ночи, Digital.
было 20.02.2001, и было 11:59, и ты писал/а/о:

DL> могут ли кибершаманы превратить мое тело в файл, когда оно станет не таким молодым и привлекательным?

хмык :) слушай, лола, а не проще ли будет сохранить твое тело таким, какое оно есть сейчас? со всей его, тела, привлекательностью? По крайней мере это более подходит в том случае, если для тебя критерием критического порога желания стать файлом является степень привлекательности и молодости твоего тела.

DL> Я мечтаю стать файлом в Сети
DL> Я так мечтаю стать файлом в Сети

знаешь, "файл" - не самое красивое слово для того, чтобы обозначать то, чем ты хочешь стать. "поток", "datastream" - это уже, на мой взгляд, симпатичней.

--
wbr, nix.
teoh_society_hq


Очевидно, замечание Nixon'а оказалось "в тему". Может ли живое перевоплотиться в мертвый набор цифр? Цифровой поток подойдет куда лучше!
Ответ Лолиты не заставил себя ждать:

телеконференция на CyberShamanism.Ru
От: Digital Lolita <lola@nightmail.ru>
Тема: Re: It is my dream… Body >> file!
Дата: 26 февраля 2001 г. 19:46

Hi Nixon!
Не понимаю, о каком еще критерии критического порога желания ты говоришь. В этом году мне будет 23, а через десять лет - 33! Это уже фатум какой-то. Я просто задумываюсь о будущем… И, конечно, я не хочу ПРЯМО СЕЙЧАС нырять в data! Но может быть лет через 15…
Думаю, как раз только-только хватит времени, чтобы подучиться кибершаманизму :)

--
Lola * lola@nightmail.ru
- ведь невозможного не бывает -


Мечты отбросить бренное земное тело и воплотиться в идеальной электронной форме я замечал за "сетевыми людьми" и ранее. Некоторые голливудские фантастические киноленты неплохо подготовили почву: уже очень легко представить себя летающим в разноцветном и переливающемся виртуальном пространстве, в упоении своей властью и всемогуществом. К тому же - это обещание бессмертия, великое искушение…
Дух эскапизма, бегства от приземленной реальности неизменно сопутствует истории освоения человеком компьютера. В анекдотах хакеров, наиболее одиозных персонажей компьютерного общества, часто описывают как бледных юношей с горящими взорами и "спиной, красиво согнутой вперед". Они говорят на языке, который не понимает никто, кроме них самих. Их волнуют прежде всего внутрикомпьютерные дела и события, и это вызывает тревогу и раздражение у близких и родственников. Плохо и мало едят, не следят за собой, им становится наплевать на собственное тело…
Потому что они ассоциируют себя с виртуальными призраками, управляемыми командами мышью и с клавиатуры. (Я, конечно же, имею в виду не "настоящих хакеров", а просто - людей, злоупотребляющих компьютером. В той или иной мере страдающих так называемой "компьютерной зависимостью"). В чатах и в электронной переписке "компьютерные наркоманы" проявляют изощренную коммуникабельность, в реальной жизни - страшатся неожиданного общения.
Я не собираюсь выдавать тут себя за психотерапевта. Я просто хочу заострить внимание на очевидной проблеме - отчуждение человека от собственного тела в киберпространстве.
Можете ли вы подтвердить, что когда подолгу засиживаешься за экраном компьютера, тело как бы уходит в тень, даже исчезает? Что увлекательное многочасовое путешествие в Сети нередко оборачивается ощущением разбитости во всем теле? Думаю, что да. Человек за монитором забывает про свое тело - он вселяется в другое, виртуальное, и живет в нем часами.
Это новое виртуальное тело состоит из килобайт, имеет электрическую (или, возможно, энергоинформационную) природу и не имеет географического измерения. У вас может быть nickname - имя, которое вы выберете сами. Крайне трудно, да и никому не нужно выяснять, где именно вы находитесь со своим компьютером, когда излагаете свои мысли в чате - собеседники смотрят на другое. Они смотрят на ваше виртуальное тело.
Каким оно будет - зависит только от вашего воображения и чувства стиля. В киберпространстве стиль - это основная красота, сила и ценность. Обладая ярким индивидуальным стилем, вы можете стать королем этого мира… или некоторой его симпатичной части.
Многие, кто толчется на перекрестках электронных дорог, выдают себя не за тех, кто они есть. ("Этот мир - фонтан обманов", словами Бальтасара Грасиана). Прекрасная девушка легко может оказаться стареющей домохозяйкой, или того хуже - бородатым программистом из соседнего города, которому нравится флиртовать от имени юной прелестницы. Кто сможет распознать обман?
И даже если он и она ведут себя честно, когда знакомятся в интернете, - то есть правильно идентифицируют пол, возраст и даже посылают друг другу подлинные фотографии, - очень часто при реальной встрече (в оффлайне) случаются душераздирающие разочарования. Настоящие, подлинные человеческие тела дают о себе знать, проявляют свою иррациональную власть. Что-то не срабатывает - на уровне запахов, мимики, манеры вставать со стула - становится ясно, что это не тот человек, с которым вы общались по Сети, которого вы ждали увидеть.
Действительно, это довольно серьезная проблема. Отсутствие тел (отстранение от них) в киберпространстве порождает иллюзорные виртуальные привязанности, которые невозможно выносить в реальность - они растают, как Снегурочка на пляже. Двухлетняя теле-дружба может рухнуть после одной-единственной встречи в оффлайне. Можно также долгое время развивать очень близкие отношения через Сеть, а потом в реале встретить совершенно чужого человека.
Для такой телекоммуникационной среды, как интернет, естественны маскарадные манипуляции с личностным, и в Сети люди часто и даже обычно показываются не такими, какими они являются на самом деле. То, что для одного кажется невинным развлечением, для другого (его абонента) может стать едва ли не трагедией. Можно, скажем, влюбиться в потрясающую "виртуальную личность", которой "взаправду" будет нечем ответить на ваши чувства, кроме как очередной порцией килобайт.
И такие конфликты между телесным и виртуальным встречаются в нашей пронизанной новыми медиа жизни на каждом шагу. Люди уходят в киберпространство, оставляя свои тела по ту сторону интерфейса. Однако в наиболее важные моменты тело всегда напоминает о своем значении.
В 2001 году я посвятил этой теме маленькую "телефонную пьесу", премьера которой состоялась 7 апреля того же года в московской ГТС. (Возможно, вам эта фраза - и такая формулировка - покажется странной, даже нелепой. Разве может такое быть - телефонная пьеса? премьера в телефонной сети? Тем не менее я несколько лет был медиа-художником и делал разные художественные эксперименты с техническими средствами связи, включая пейджер и телефон. Так что это именно "телефонная пьеса"! Подробнее о том, что такое медиа-искусство, вы прочитаете во второй части этой книги).
Я хочу рассказать здесь об этом проекте, который называется "Ромео и Джульетта говорят по телефону", потому что он довольно неплохо иллюстрирует проблему. Пьеса написана по мотивам известной трагедии Уильяма Шекспира. Диалог Ромео и Джульетты был вложен в уста искусственных, виртуальных персонажей, которые не могут существовать и встречаться нигде, кроме киберпространства. И это разделяет их и заставляет страдать сильнее, чем принадлежность к семьям Монтекки и Капулетти.
Встреча и диалог программно сгенерированных любовников происходит в пространстве телефонной связи, и услышать их можно только набрав соответствующий телефонный номер. Это трагедия новой виртуальности, когда есть любовь и влечение, но нет тела.
Как я уже написал выше, премьера "Ромео и Джульетта говорят по телефону" состоялась в апреле 2001 года в московской городской телефонной сети. Ничего сложного в этом не было. Мой товарищ и в данной ситуации ассистент Андрей Иванов совершил звонок на мой городской номер, во время которого в телефонной линии была воспроизведена изготовленная на компьютере запись диалога "виртуальных Ромео и Джульетты".
Таким образом эта пьеса продолжительностью в семь с половиной минут впервые попала в киберпространство. Кибер-Ромео повстречался с кибер-Джульеттой.
Звонок был автоматически записан на автоответчик (микрокассета автоответчика здесь выступает в роли носителя художественного произведения). И теперь, чтобы снова выпустить в свет "Ромео и Джульетта говорят по телефону", я беру свой автоответчик, ставлю кассету с записью и подключаю к линии. Потом пишу на билетиках номер и приглашаю всех желающих звонить и слушать.


Ромео
Алло, алло, Джульетта,
Алло!
О, как я глуп! С ней говорят другие.
Две самых ярких звездочки, спеша
По делу с неба отлучиться, просят
Ее глаза покамест посверкать.
Ах, если бы глаза ее на деле
Переместились на небесный свод!
При их сияньи птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Стоит одна, прижав ладонь к щеке.
О чем она задумалась украдкой?
О, быть бы на ее руке перчаткой,
Перчаткой на руке, которой нет!

Джульетта
О, горе мне!..

Ромео
Проговорила что-то. Светлый ангел,
В пространстве телефона надо мной
Ты реешь, как крылатый вестник неба
Над головами пораженных толп,
Которые рассматривают снизу,
как он над ними по небу плывет.

Джульетта
Ромео, как мне жаль, что ты лишь цифра!
Отвергни код и сущность измени,
Стань плотью и меня женою сделай,
Чтобы и мне искусственной не быть…

Ромео
Прислушиваться дальше иль ответить?

Джульетта
…Проклятье цифры надо мною реет.
Ты был бы ты, когда б не виртуальность!
Что виртуальность? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто нет и версии другой?
Что значит цифра? Роза пахнет розой,
Пока не оцифрована она.
Ромео из костей и мяса был бы
Тем верхом совершенств, каким он был задуман.
Верни создателям свой код, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен.

Ромео
О, по рукам!

Джульетта
Кто это проникает
В мои мечты заветные?

Ромео
Не смею
Назваться номером серийным… Его
Благодаря тебе я ненавижу…

Джульетта
Десятка слов не сказано у нас,
А как уже знаком мне этот голос!
Ведь ты Ромео? Созданный программой?

Ромео
Не вспоминай об этом! Говори другое…

Джульетта
Как ты сюда пробрался? Для чего?
В пространствах телефона для тебя нет места!

Ромео
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не остановить заслонам.
В нужде она решается на все.
И потому - что мне ограниченья?

Джульетта
Они тебя услышат и убьют.

Ромео
Твой голос мне опаснее кинжалов,
Скажи еще два слова ласки -
И это будет мне от них кольчугой.

Джульетта
Я верю, верю! Как ты мне ни мил,
Мне страшно, как мы скоро сговорились.
Все слишком второпях и сгоряча,
Как блеск зарниц, который потухает,
Едва сказать успеешь "блеск зарниц".
Спокойной ночи! Эта почка счастья
Готова к цвету в следующий раз.
Спокойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.
Сто тысяч раз прощай.

Ромео
Сто тысяч раз
Вздохну с тоской вдали от милых глаз!

Джульетта
Ромео, где ты? Дудочку бы мне,
Чтоб эту птичку приманить обратно!
Но я в неволе, цифра непреклонна,
А то б я оглушила телефон
Немолчным повтореньем этих слов:
Ромео, где ты? Где же ты, Ромео?

Ромео
Моя душа зовет меня опять.
На линии прекрасны голоса влюбленных!

Джульетта
Ромео!

Ромео
Милая!

Джульетта
Уже конец. Пора тебе исчезнуть.
А как, скажи, расстаться мне с тобой?
Ты, как ручная птичка программиста,
Прикованная ниткою к руке.
Ей то дают взлететь на весь подвесок,
То тащат вниз на шелковом шнурке.
Вот так и мы с тобой.

Ромео
Я был бы счастлив
Быть этой птицей…

Джульетта
В каком часу
Тебя услышу снова?

Ромео
Время - бесконечность. Там, где мы живем,
Секунды иллюзорны, и часы ничтожны.
Пока мы виртуальны, время
Не значит ничего, моя Джульетта…

Джульетта
Прощай, мой друг!

Ромео
Прощай, моя любовь…

Джульетта
Прощай…

Ромео
Прощай…


Голоса бесплотных кибер-любовников были сгенерированы простейшей программой искусственной речи "Speaking Mouse" образца 1996-го года, этого требовала концепция проекта. Мои Ромео и Джульетта страдают от того, что они оцифрованы, отсутствие тел приводит их в отчаяние. Одной возможности общаться виртуально недостаточно для их любви.
Я не знаю, известно ли о моей "телекоммуникационной пьесе" живой, из крови и плоти девушке, взявшей себе никнейм Digital Lolita. Ведь герои пьесы и есть те самые "файлы в Сети", стать одним из которых она стремится. Я был бы доволен, если размышления над "Ромео и Джульетта говорят по телефону" приведут кого-либо к более глубокому пониманию роли своего тела, какое оно ни есть - небезупречное, стареющее, требующее постоянной опеки. Это невозможно заменить килобайтами, это тело необходимо для подлинной жизни в этом мире. Простая мысль, верно?

P.S. А что, кстати, можно сказать об авторстве и авторских правах на "телефонную пьесу"? Не такой простой вопрос!
Хотя можно и не морочить себе голову: первоначальный автор текста - Уильям Шекспир, перевод с английского - Борис Пастернак, пересказ или переработка "для постановки в киберпространстве" - Сергей Тетерин.

далее >>

 

 

 
   
   
   
   
   
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
 
  © Сергей Тетерин, 2001.  Email: teterin@pisem.net
Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
 
   
 

 

 
  Содержание:
  Вступление
  Часть 1. Киберпространство и мистицизм
  Сказки Электронной Деревни
  Критическая точка зрения
  "Ромео и Джульетта говорят по телефону"
  "Их тела - это все, что у них есть"
  Третья реальность
  Техника как магический инструмент
  Городские туны и Кибершаманизм Ру
  Часть 2. Художники Электронной Утопии
  Явление медиа-художников
  Infant Terrible
  Киберпанк-рок-группа "386DX"
  Даня и Коала
  О Телекоммуни-
кационном Рае
  Три души пермяка
  1949 знаков на пейджер Ани
  "Пермский Звериный Стильный Мобильный"
  Приложение: Бальтасар Грасианов. "Как добиться успеха в интернете"
 

 

Анонс проекта "Ромео и Джульетта говорят по телефону"

На CD в директории video находится видео-иллюстрация к проекту "Ромео и Джульетта говорят по телефону", которую сделали Антон Никонов и Михаил Липкин (Пермь)

В директории sound находится файл r_calls_j (MP3) - это фонограмма "телефонной пьесы", подготовленная Miu Mau.

В директории progs вы найдете программу Speaking Mouse для производства "искусственной речи" (1996)