Сергей Тетерин  
  ЭЛЕКТРО УТОПИЯ:
мистики и художники в киберпространстве
 
 
 
 
 
 

Часть 2. Художники Электронной Утопии

Художники - это антенны человеческой расы
Маршалл Маклюэн


Явление медиа-художников

Кто они такие? Откуда появились?
В 2000 году я попытался простыми словами сформулировать, что такое медиа-арт, по просьбе известного писателя-фантаста Макса Фрая (который кстати сам в немалой степени виртуальная личность). Это понадобилось для "Азбуки современного искусства" на сайте Guelman.Ru.

Медиа-искусство, или media-art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии - такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие, как телевизор или пейджер) используются медиа-художниками в необычном ключе - на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции.
В понятие медиа-искусства (или "искусства новых медиа") входят такие, например, его разновидности как:
a. видео-арт (искусство работы с видео- и телевизионными имиджами, конечный результат - видео арт фильм);
b. телекоммьюникейшн-арт - в качестве художественного пространства используются различные виды известных нам киберпространств (начиная с телефонного);
c. искусство видеоинсталляций (публичный показ художественных "конструкций" из телевизионных и видео-приборов, подчиненных единой художественной задаче;
d. нет-арт, или "сетевое искусство" - художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой;
e. интерактивное, вовлекающее аудиторию электронное искусство…
f. …etc.


Конечно, я выдал Максу Фраю не научное, а популярное толкование. В России к подобным художественным экспериментам относятся с недоверием. В других же странах, не так сильно отягощенных балетом и космическими программами, медиа-арт давно вписался в систему координат современного искусства и имеет солидную, на много десятилетий историю. Можно вспомнить и скульптуры из телевизоров, которые в 60-е годы строил американец корейского происхождения Нам Джун Пайк. Много ли в России интеллигентных людей знают это имя? А ведь он - классик медиа-арта!
В истории медиа-арта много и таких имен, которые известны всем. Среди ранних художественных изобретений Сальвадора Дали был "телефон-лангуст". В "Тайной жизни Сальвадора Дали, написанной им самим" мэтр сюрреализма писал:

"Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного мангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают вокруг колотым льдом.
Телефон фраппе, телефон под мятным соусом, телефон, усиливающий половое чувство, телефон-лангуст, телефон для будуаров коварных соблазнительниц - в футляре из соболиного меха с отверстиями для пальцев, выложенными горностаем, телефон по мотивам Эдгара Аллана По со спрятанной внутри дохлой крысой, телефоны по Бёклину, установленные внутри кипарисового дерева (и с инкрустированной серебром аллегорией смерти на тыльных частях), телефоны на поводке, которые надо прогуливать, телефоны, привинченные на спине к панцирю живой черепахи… телефоны… телефоны… телефоны…"


С телефоном можно работать как с материалом для художественной работы - это такая простая и очевидная вещь! Он - великолепный иррациональный объект. И непонятно, почему русским медиа-художникам так трудно объяснять свои произведения. "Телефон-лангуст" Сальвадора Дали сейчас находится в Галерее Тейта, он был изготовлен бельгийским филиалом "Белл Компани".
Кстати говоря, первым настоящим медиа-художником был, очевидно, сам Александр Грэхем Белл. В марте 1886 года он сумел передать "понятную речь" по первому в истории телефону, который тогда еще назывался "звуковой телеграф". Однако никто из тогдашних серьезных бизнесменов не хотел вкладывать деньги в "сомнительное изобретение". Телефон казался современникам подозрительной игрушкой, лишенной практической ценности. (То ли дело телеграф! В те времена это было солидное, процветающее средство связи).
Чтобы собрать деньги на дальнейшие исследования, профессор Белл устроил из своего изобретения медиа-арт шоу. По-другому это трудно назвать. Белл показывал на сцене как некую диковину большой деревянный ящик с механизмом, управляемым электромагнитами, с громкоговорителем, производящим на аудиторию загробное впечатление. Помощник Белла играл на органе в другом доме, а потом и в других городах, это было отчетливо слышно из ящика, и по тогдашним меркам это был устрашающий подвиг. Публика удивлялась, шоу приносило деньги. Как сегодня написали бы на афишах - перформанс, инсталляция?

Исторический пример профессора Белла, возможно, добавит остроты в дискуссию о медиа-искусстве, о его месте и границах. Принято думать, что этот вид современного искусства в принципе не является коммерческим. То есть обычная экономическая модель существования "написал картину - получил деньги" на медиа-художников не распространяется. История Белла - всего лишь анекдот из прошлого…
Возможно, это правда. Вполне может быть, что медиа-арт непродаваем в принципе, и это нужно принять как данность. Скорее всего, так.
Однажды я решил прояснить эту тему и летом 2000 года разослал письма к нескольким авторитетным фигурам мирового net-art'а с вопросами:

  • Как продавать сетевое искусство?
  • Что может считаться оригиналом и как он, например, может быть "передан в частную коллекцию"?
  • Кто из нет-артистов ухитряется продавать что-либо сетевое?

(Нет-арт, конечно, не все медиа-искусство, но очень значимая и важная его часть. Он гипер-концептуален, трудно вообразить в искусстве что-либо более далекое от понятия "попса" (а значит, и от каких-либо денег за билеты, показы и т.д.) Продать нет-арт, как мне кажется, - это само по себе уже культурный подвиг).

Ответ Джозефа Нешваталя.
Справка: доктор Джозеф Нешваталь (Канада) работает с повсеместной электронной визуальной информацией и роботизированными компьютерами с 1986 года. Его работы, созданные при помощи роботизированных компьютеров и компьютерные анимации, регулярно выставляются в галереях по всему миру. "Нешваталя коллекционируют" музей округа Лос-Анджелес, Moderna Musset в Стокгольме, Шведский и Израильский музей в Иерусалиме и др.

Многоуважаемый Сергей Тетерин!
Спасибо за письмо. Отвечаю на ваши вопросы.
Я продолжаю работать с классическими полотнами цифровой эпохи, и мне иногда удается продавать их. Эти изображения (обычно размером 2 х 3 метра) созданы при помощи роботизированных компьютеров, хотя закончены акриловой краской и автоматически расписаны лазером. Хотя моя главная работа, конечно, направлена на представление в виртуальной реальности, объединенной в сеть, погружение в которую всеобще и где зритель/пользователь свободен в перемещении по перцепционному пространству, которое предлагает мое искусство, я планирую продолжать заниматься тихими, спокойными изображениями, написанными на холстах, по очевидной причине: изучение новых возможностей, использование натурального освещения, погружение (воображаемое) с использованием крупных масштабных величин, постоянство, душевность и единение.
Мне очень нравится работать с цифровыми изображениями "у истоков", с абстрактной информацией пикселов, не имеющую материальную основу, и мне нравится мир обширных, подвижных измерений интернета, где цифровой информационный поток движется со скоростью света. Но мне также нравится видеть и портретное изображение, представленное в крупном масштабе, только размещенное на холсте…

2) Что может считаться оригиналом и как он, например, может быть "передан в частную коллекцию"?
Вопрос об оригиналах не относится к цифровому искусству. Но произведение может быть "передано" коллекционерам в виде дискретного художественного фрагмента - как раз так, как уже научилось делать видео. Этот фрагмент несет в себе функцию постоянства и является автографом художника.

3) Кто из нет-артистов ухитряется удачно продавать что-либо сетевое?
Я не слежу за подобными вещами. Но можно задать этот вопрос Rhizome Raw - зайдите на http://www.rhizome.org чтобы подписаться, или просто напишите на list@rhizome.org.

Всего хорошего, Джозеф Н.


Продолжаем разбирать архивы электронной почты. Вскоре после письма от Нешваталя пришел ответ от Хита Бантина (Европа). Хиту Бантину уже за тридцать, раньше он жил в Лондоне, занимался уличным граффити, затем был mail art, сетевое искусство. Сегодня он - знаменитость и авторитет в мировом медиа-арте. Его сайт - www.irational.org.

- Как все же можно продавать сетевое искусство?
- Нет-арт - это связь между вещами, и как только его как-то называют и продают, оно больше не является нет-артом.
- Что может называться оригиналом?
- Все, что остается в своем собственном контексте и ничем не опосредованно…
- И как, например нет арт может быть "передан в частную коллекцию"?
- Только через его уничтожение!!!


Ну что же… Понятно. Роемся в архивах дальше.
И вот нам отвечает H-Ray Heine, медиахудожник из Сан-Франциско, США. Один из его ярких проектов, широко известный в Сети - электронный журнал "Цифровые Души", посвященный американскому медиа-искусству (http://www.digitalsouls.com).

Интернет уже революционизировал пути развития искусства и возможности его распространения, и так же точно он изменит возможности его продажи. По моим представлениям, коллекционеры могут приобретать цифровое искусство через такой же download, через который сейчас в Сети продается разного рода коммерческий софт. Не так уж трудно создать систему ограниченного распространения, которая позволит ограничить скачиваемый тираж произведения, скажем, 100 копиями. Каждый download может быть сопровожден уникальным серийным номером и так далее. А для тех коллекционеров медиа арта, которые настойчиво хотят получить что-либо материальное, можно специально подготовить CD-Roms и DVD в качестве дополнительного носителя.
Понятие оригинала плохо сочетается с реалиями новых цифровых медиа. Одной из неотъемлемых характеристик интернета является ничем не ограниченная и катастрофически неоплачиваемая возможность свободного копирования всего что заблагорассудится. Более того, через новые интерактивные возможности авторская работа может быть воплощена в большом количестве разнообразных вариантов, что напрямую связано с личными пристрастиями и настройками каждого зрителя/пользователя, и всякий раз одна и та же работа может быть увидена по-другому.
Одна из моих последних работ - Thought Generator - автоматически комбинирует слова и составляет из них простейшие поучения, команды, хайку и прочее. Каждый раз это получается по-новому, и ни один наблюдатель не может увидеть то же самое, что видел предыдущий. Другими словами, здесь в принципе нет "оригинала", хотя в проекте и задействован какой-то оригинальный софт, оригинальный код.
Подобным же образом традиционная идея авторства растворяется в новой цифровой среде. Коллективная работа generation/mutation v.2.1 на digitalsouls.com построена из большого количества личных творческих вкладов самых разных художников, каждый из них внес что-то свое, индивидуальное в общую работу. В целом получилась очень яркая и оригинальная вещь, и этот эффект удачного сотрудничества стал возможным только благодаря новым возможностям Сети.
Кто из сетевых художников удачно продает нет-арт? Честное слово, не знаю. Наверное, это еще вопрос времени. Мир искусства еще нуждается в успешной интеграции new media art'а в свое пространство, сейчас нет ни отработанных механизмов, ни общепризнанных практических решений, но это обязательно будет.

H-Ray


Первым местом публикации этих материалов стала моя личная кибер-газета "Сергей Тетерин Ньюс", автором которой я являюсь уже давно. (Кроме публикации в WWW, она рассылается нескольким тысячам подписчиков на email вместе с "Новостями Искусства@ARTINFO").

Какой же можно сделать вывод о возможностях продажи произведений медиа-искусства? Если честно, я затрудняюсь ответить на этот вопрос - до сих пор.
Я НЕ ЗНАЮ. ТАК ЛИ ЭТО ВАЖНО?

далее >>

 

 

 
   
   
   
   
   
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
 
  © Сергей Тетерин, 2001.  Email: teterin@pisem.net
Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
 
   
 

 

 
  Содержание:
  Вступление
  Часть 1. Киберпространство и мистицизм
  Сказки Электронной Деревни
  Критическая точка зрения
  "Ромео и Джульетта говорят по телефону"
  "Их тела - это все, что у них есть"
  Третья реальность
  Техника как магический инструмент
  Городские туны и Кибершаманизм Ру
  Часть 2. Художники Электронной Утопии
  Явление медиа-художников
  Infant Terrible
  Киберпанк-рок-группа "386DX"
  Даня и Коала
  О Телекоммуни-
кационном Рае
  Три души пермяка
  1949 знаков на пейджер Ани
  "Пермский Звериный Стильный Мобильный"
  Приложение: Бальтасар Грасианов. "Как добиться успеха в интернете"
 

 

FORGIVE ME. Работа Алексея Терехова, Минск

MUSIC. Работа Алексея Терехова