Волновая теория

«Волновая теория» (die Wellentheorie) была открыта в 1872 г. Иоганном Шмид­том, известным немецким специалистом по индоевропейским языкам, как основной результат его исследования «Отношения родства индоевропейских языков» [Schmidt, 1972]. Занимаясь вопросом, который тогда (и до сего дня) стал сильно занимать уче­ных, — о природе и форме «семей» и.-е. языков, Шмидт показал, что адекватнее всего эти «семьи» могут быть представлены не в виде «родословного дерева» или графиков на плоскости, а в виде пересечений множеств. Каждое множество рассмат­ривается как перечень корневых слов или корней, которые в настоящее время суще­ствуют в каком-либо из языков. Так, одну группу образуют:

I. Слова и корни, засвидетельствованные только:
а) в языках северной части Европы, только в литов­ском (с прусским) и старославянском (с русским);
Ь) только в славянском и немец­ком;
с) только в литовском и немецком;

II. Слова и корни, засвидетельствованные только в славяно-литовском и арийских (древнеиндийском и др.);

III. Только в немецком и арийских;

IV. Только в языках северной Европы и в арийских;

V. Толь­ко в греческом и латинском;

VI. Только в греческом и арийских;

VII. Только в латинском и арийских;

VIII. Только в греческом, латинском и арийских;

IX. Толь­ко в арийских, греческом и славяно-литовских.

(Наименования языков указыва­ются Шмидтом по принятой в его время терминологии, напр., «славяно-литовский» вместо современного нам «балтославянские».)

Таким образом, — заключает И. Шмидт, — «если мы хотим представить себе отношения родства индоевропейских языков в единой картине, показывающей воз­никновение их различий, то мы должны полностью отказаться от идеи родословного дерева. Я предложил бы вместо нее картину волны, которая распространяется кон­центрическими кругами, постепенно удаляясь от срединной точки и по мере этого затихая» [Schmidt, 1872, 27].

Это явление, возникшее, как мы видим, в столь специфической сфере, как язык, в этой сфере и обнаруживает постоянно, и все более, свою важную роль для исследователей. Мы здесь строим свою картину Философии — Семиотики — Авангарда по этому принципу. Т. е. рассматриваем сначала только «Творчество ("Внутреннего человека") и Семиотику», затем только «Философию ("Философ­скую интуицию "Внутреннего человека") и Искусство», и наконец, «Философию и Авангард "Внутреннего человека"».

(Нужно заметить, что картина «Теории волн» И. Шмидта через 70 лет была в более грубой и упрощенной форме изложена еще раз, без упоминания источника, Л. Витгенштейном под названием «Теории семейных» или «фамильных» сходств»).

Семиотика и Авангард: Антология – под общ. ред. Ю.С. Степанова

Похожие записи:

Самые новые записи: