Время менялось на глазах

Время менялось на глазах. Пока Фрид в 1967-м защищал модернистское искусство, набирала ход авантюра США во Вьетнаме, студенческие волнения зрели и в США, и в Европе, а свобода от авторитаризма культурных идеологем декларировалась левыми политическими группами от Сан-Франциско до Праги. Рок-музыка по всему Западу подпитывала настроение кайфовой, блаженной непокорности. Словно в резо­нанс, художники более молодого поколения в 1968 г. выказывали тягу к все большему развеществлению, дематериализации художественного объекта, стремясь сделать произведение таким, чтобы его больше нельзя было ни продать, ни приобрести на рынке, чтобы оно перестало быть вещью, которую можно выставить в обычной галерее, сущностью, доступной описанию в привычных терминах. На практике созданные ими артефакты олицетворяли сильнодействующую смесь негативных эмоций, жестов отрицания и бессобытийности. Помещенные в непривычную материальную среду, со­зданную из чего угодно, включая случайные, на идейные хоть бы и на городской свалке предметы, они преподносились безо всякого пиетета, с вызывающим нигилизмом представителей культурного меньшинства, остро недовольного жизнью.

Любопытно, что именно постаревший Роберт Моррис, еще недавно подробно ис­следующий чувственную феноменологию скульптурного объекта, предложил теперь еще сильнее ужать «первичную структуру» —до того, чтобы формы уже совсем никакой не было. В 1968 г., когда было опубликовано еще одно знаковое его эссе, «Антиформа», Моррис высказался в пользу отсутствия определенной формы, отсутствия протяжен­ности и, более того, отсутствия очертаний и силуэта: теперь пристальному вниманию зрителей были предложены обрезки фетра, войлочные кучи, комнаты, заполненные бесформенными комками хлопковых ниток, и даже столбы пара, колеблющиеся на ветру. А к 1969 г. Моррис уже устраивал некие представления, в ходе которых собствен­норучно разбрасывал различные материалы и производил с ними всякие манипуля­ции, нимало не заботясь при этом об опрятности, логике происходящего или сколько-нибудь предсказуемом результате. Теперь предметом его творчества, похоже, стал не материал, на который требуется смотреть, а чисто физическая погруженность в него.

Тейлор Б.

Похожие записи:

Самые новые записи: