Взгляд через прицел

В 1942 г. Марсель Дюшан наряду с другими европейскими дадаистами и сюрреалистами навсегда перебрался в Соединенные Штаты, где занял заметное место в эмигрантском сообществе и сделался весьма влиятелен, и чем дальше, тем больше, в среде молодых художников на Западном и Восточном побережьях. В 1959 г. была опубликована монография Робера Лебеля, посвященная Дюшану, а в 1963 г. ему устроили большую ретроспективную выставку в Художественном музее Пасадены в Калифорнии, куратором которой стал предприимчивый молодой Уолтер Хоппс. Эти два события послужили толчком к тому, чтобы влияние Дюшана на художников 60-х и 70-х распространилось по всему миру. Творческая молодежь охотно переняла дадаистский подход к реди-мейдам как к «искусству», возвышая идею-структуру искусства исключительно за счет визуальности. На таком фоне концептуальное искусство середины и конца шестидесятых ввело практику реди-мейда по крайней мере в три сферы — фо­тографию, скульптуру и живопись, и эта практика просуществовала с середины 70-х примерно до 1990 г. Ведь фотокамера по самой природе своей воспринимается как реди-мейд те области мира, на которые распахивает свой объектив, подобно тому как охотник видит свою цель через тепловизионный прицел. Реди-мейд в скульптуре исходит из той предпосылки, что существующий предмет, представленный по-новому, может выразить себя эстетически более мощно — с некоторыми добавками касательно авторства, оригинальности и «присутствия», — чем художественный новодел. И наконец, самые хваткие из живописцев 70-х и 80-х заимствовали образы низкой культуры или масс-медиа, чтобы передислоцировать их, переделать или иронически переосмыслить ради более значимого общего впечатления. Итак, представители всех видов искусства вовсю черпали из наличных художественных стилей, обращались с заимствованием как с материалом и радовались поводу устроить дискуссию вокруг поднявшегося скандала.

Бpэндoн Tейлoр

Похожие записи:

Самые новые записи: