Холодильник из спальни

Идея инсталляции исходит от дадаистов и сюрреалистов, возобновившись в «Флуксусе», концептуализме и прочих радикальных движениях вроде немецкой скульптуры 80-х. В ее особенности заложен перенос внимания с отдельного предмета на комплекс предметов и на отношения, складывающиеся между ними в пределах выставочного пространства, где пространство — физический контекст, а не гигиенически чистый фон для показа нескольких работ, как принято у модернистов. А порой темой произведения становится именно пространство со всеми его особенностями.

Проложенный Майклом Эшером и Крисом Верденом еще в конце 60-х, этот вектор в новых условиях хорошо иллюстрируют парадоксы, проявленные молодой американкой Лори Парсонс. Она обратила на себя внимание примерно в 1986 г., выставляя куски дерева родом из бесхозного дома, мусор или совершенно случайные вещи, — японцы, умеющие ценить то, что несовершенно, мимолётно или незаконченно, назвали бы это «ваби-саби». Несвязные ансамбли Парсонс трехмерно воплощали те свойственные подростковому возрасту тревоги, которые в двухмерном выражении исследовали калифорнийские художники. Фотографируя наобум собранные кучки мусора или же домашние интерьеры так, «словно это мысли, вторжения, что угодно», получившиеся слайды Парсонс отдавала на хранение своему агенту, искусством их в общем-то не считая.

Для нью-йоркской экспозиции 1988 г. она представила свой письменный стол, в беспорядке заваленный бумагами, однако выставила его в служебном помещении, а не в выставочном зале. На выставке в галерее Лоренса Монка в Нью-Йорке показала свою спальню, со всем, что в ней было, включая холодильник bosch, а на второй выставке в той же галерее пространство оказалось совершенно пустым.

Этот контраст автор комментирует так: «Мне пришла мысль представить вещи, присутствующие в моей жизни, которые есть часть меня. Поначалу я отнеслась к ней с прохладцей, не на 100 процентов серьезно, потому что она не выглядела ни профессиональным решением, ни выставочным. Но понемногу я все больше вовлекалась в рассматривание этих ситуаций, этого взаимодействия с личным, поскольку по касательной все имеет отношение к опыту жизни… Меня интересует креативность в широком смысле, на границе действия и намерения…» «Модус операнди у меня построен на интуиции, — писала она в другом письме, — я не против побездельничать и делаю только то, что по ощущению кажется правильным, то, что снисходит на меня само собой». Как заметил критик Джек Банковски, это похоже на мир фильма «Slacker» («Чувак» в русском переводе, 1991) режиссера Ричарда Линклейтера, который ввел это понятие в словарь американского сленга (slacker — лентяй, бездельник или уклоняющийся от военной службы; так называли себя представители «поколения икс», отказывавшиеся и от социальной крысиной гонки, и от осознанного бунта против системы), похоже на мир «предучебной хандры заштатного американского университета». Эти перекати-поле, писал Банковски, сбиваются в группки по каким-то своим интересам и «камлают перед кое-как слепленными алтарями, проповедуют, обращая в свою личную веру». «Анархия у них достигает точки медленного кипения, но никогда выше». Именно в таком духе сделал инсталляцию «Одно мнение о лунном свете» (1991) Джек Пирсон, пригласивший зрителей в подобие богемного дома, в котором нет лифта, зато есть комоды с ящиками, забитыми обычным хламом: пустыми спичечными коробками, картонками-подстаканниками, севшими батарейками ит. д. Но если Пирсон существовал внутри воображаемой системы бытования представителя богемы, никчемного пьяницы или студента, не вписывающегося в систему, то Парсонс культивирует жизненный стиль псевдонаивной честности, который ей угодно (хотя бы иногда) преподносить как искусство. Утверждая, что хочет работать за стенами галереи, слиться с реальностью — и все это черты авангарда 60-х, если не раньше, — Парсонс создает тревожно-привлекательные работы, которые предлагают редкую возможность пересмотреть практику сосуществования с выставочными институциями, которых она так очевидно сторонится.

Брэндон Тейлор

Похожие записи:

Самые новые записи: