Смысл каждой вещи

Как на деле оценить полноту внутреннего опыта? У Ж. Батая имеется ответ: «Ценность и авторитет подразумевают строгость метода, существование сообщества». Метод — вот путь от внутреннего опыта к внешнему его выражению. Опыт «облекает» себя в выражение, в язык. Но внешний язык — не абсолютный критерий, он может стать таковым только в постоянной отсылке к внутреннему опыту, к индивидуальному носите­лю этого опыта, подобно фигуре, постоянно отсылающей к своему фону и не существу­ющей вне его. «Смысл каждой вещи ты должен соотносить как раз с этим характеризующим тебя отличием» — таково, согласно Батаю, условие метода.

Вопрос коммуникации, т. е. сообщаемости и интерпретируемости опыта, как раз и сводится к принципам метода. А основной принцип метода — непрерывная поста­новка всего под вопрос. Метод никогда не может быть единственным и исчерпываю­щим, но только множественным и, как выражается Батай, «ускользающим», «переходным». Опыт не может быть сообщен, если метод статичен и неизменен.

Но что такое «сообщение»? «Все твое существо держится на деятельности, ко­торая связывает несчетное множество составляющих тебя элементов с напряженным сообщением этих элементов между собой. Как раз заразительные движения энергии, теплоты или взаимопереходов и образуют внутреннюю жизнь твоего органического существования. Дальше — больше: жизнь не ограничивается этим неуловимым внутренним строением; она струится вовне, непрестанно открываясь тому, что течет или бьет ключом ей навстречу. Этот составляющий твое существо водоворот сливает­ся с водоворотом других людей, образуя необъятную, охваченную размеренным дви­жением фигуру».

Сообщение, стало быть, это само-общение и со-общение опытов. Иными слова­ми, autopoetica.

Владимир Фещенко

Похожие записи:

Самые новые записи: